Сколиоз 3D корсет Шено Мифы о сколиозе Другие деформации Ортезы Психология
«Нейронная неуклюжесть» — причина невыносимого непостоянства тинейджеров.
В «неумелости мозга» кроется и причина невыносимого непостоянства тинейджеров. Они задираются за завтраком, обижаются за ужином, веселятся во вторник и обессилены в субботу не только потому, что им просто недостает опыта, но и потому, что их мозг еще только учится использовать свою новую систему связей. Стресс, усталость, ежедневное напряжение могут вызвать сбой в этом процессе. Абигайл Бэйард, психолог из Колледжа Вассара, изучающая пубертатный период, называет это явление «нейронной неуклюжестью», что аналогично физической неловкости, свойственной молодым людям, еще только учащимся контролировать свои растущие тела.
Эта недавно обнаруженная кривая развития дает остроумное и лаконичное объяснение тому, почему тинейджеры совершают глупости, например, ездят со скоростью 182 километра в час, обижают родителей и делают детей: они ведут себя так, потому что их мозг еще не закончил развиваться. И доказательство тому на лицо – томографические снимки.
Такой подход к проблеме, как свидетельствуют заголовки многих научных работ и популярных статей о «подростковых мозгах», оборачивается тем, что молодых людей представляют как «незавершенный продукт», чей «незрелый мозг» позволяет даже предполагать, что их состояние напоминает «умственную отсталость».
Но мы, однако, хотели бы рассказать о еще более революционном взгляде на проблему. За последние пять лет, пока теория о «незавершенном продукте» продолжала распространяться в обществе, в недрах нейробиологии родились версии гораздо сложнее – и интереснее.
Авторы новых версий обращают внимание на то, что естественный отбор нетерпим к неполезным признакам. Если подросток – это коллекция вредных для него самого черт характера – тревоги, склонности к глупым поступкам, спешки, импульсивности, эгоизма, безрассудства, неловкости, – то как такие черты могли пройти этот самый естественный отбор?
Б. Дж. Кейси, нейробиолог из Медицинского колледжа Уэйл при Корнельском университете, отвечает на этот вопрос так: «Мы привыкли воспринимать подростковый возраст как какую-то проблему. Но чем больше мы узнаем о его уникальных характеристиках, тем больше он представляется нам как чрезвычайно полезный, даже адаптивный период. Характер подростка – именно то, что необходимо для выполнения стоящих перед молодыми людьми на данном этапе жизни задач».
То есть все эти рассеянные, легкомысленные тинейджеры, катающиеся на скейтбордах по лестницам, хамящие родителям, дерущиеся «стенка на стенку», напивающиеся на вечеринках и вступающие в случайные половые связи, на самом деле – чудесно адаптирующиеся личности, более того, они – именно то, чем нужно быть в их возрасте для дела эволюции.
Частые смены настроения, гневные взрывы, капризы. Трудно иметь дело с подростками. Что происходит с детьми, вступающими в переходный возраст? С точки зрения эволюции самые несносные свойства тинейджеров – ключ к успеху в их будущей взрослой жизни.
Долго считалось, что существуют особые темные силы, которые действуют исключительно на подростков. Аристотель более 2300 лет назад писал: «Юноши так разгорячены природой, как люди, упившиеся вином». Пастух из «Зимней сказки» Шекспира говорит: «Хотел бы я, чтобы между десятью и двадцатью годами не было никакого возраста или чтобы молодежь могла проспать это время; а то ведь в эти годы у них только и дела, что делать девкам детей, обирать стариков, воровать да драться».
Этим жалобам часто вторят и ученые. Стэнли Холл, подводя итог исследованиям подростковой психологии в своей книге 1904 года «Психология юности и ее связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», утверждал, что этот возраст «потрясений и стрессов» воспроизводит прежние, менее цивилизованные стадии развития человечества. Фрейд видел в подростковой психологии проявление мучительного психо-сексуального конфликта. Эрик Эриксон описывал этот период как самый бурный из всех кризисов идентичности, происходящих в жизни человека.
Подобные мнения господствовали до конца ХХ века, когда благодаря новым технологиям стало возможно визуально наблюдать работу мозга подростков, отслеживать его физическое развитие и активность. И тогда выявились нюансы, которые всех удивили.
Прежде ученые были уверены, что развитие мозга ребенка к моменту поступления в школу практически заканчивается. Однако исследования, проводимые с помощью современных технологий с 1990-х годов, показывают, что это не так – мозг продолжает формироваться на протяжении всего пубертатного периода. Изменения идут от задней части мозга к передней, от областей, контролирующих базовые функции, такие как зрение, движение и инстинктивное мышление, к эволюционно более новым зонам, контролирующим сложные мыслительные процессы.
В результате происходящих изменений мы начинаем чаще учитывать свой опыт и воспоминания в процессе принятия решений. В то же время передние области мозга развивают высокую скорость передачи информации и более разветвленные связи, позволяя во взрослом возрасте рассматривать гораздо больше вариантов и планов действий.
Если этот процесс развития проходит нормально, мы начинаем лучше находить баланс между порывами, желаниями, целями, собственными интересами, правилами, этическими нормами и даже альтруизмом, порождая поведение гораздо более сложное и – по крайней мере, в некоторых случаях – более разумное. Но иногда, особенно поначалу, мозг совершает эту работу не слишком умело: трудно сразу заставить все эти новые шестеренки крутиться в правильном порядке.
В конце стоит справедливо отметить, что не только подростки отказываются носить корсет, взрослым пациентам также свойственно избегание этого. Страх показаться «некрасивым», стеснение в движениях, неудобство от собственной физической ограниченности зачастую мешают носить корсет, тем самым усугубляя течение заболевания. С психологической точки зрения, неуверенность, заниженная самооценка, чрезмерная обеспокоенность своим внешним видом, проблемы в общении с другими – все то, что человек может приписывать корсету – на самом деле существуют только «в голове» пациента. В работе с психологом возможно осознать истинные мотивы собственного недовольства, принять себя и, как следствие, начать жить полноценной жизнью, невзирая на временное неудобство от ношения корсета.
Пилипенко Анна Владимировна – практический психолог, сертифицированный гештальттерапевт, член ОПП ГП (Общество Практикующих Психологов «Гештальт-Подход»), сотрудник Центра лечения сколиоза им. К.Шрот.
Подростковый возраст славится своим «бунтарством» и своеволием. Это естественный процесс взросления. И при этом есть вещи, к которым можно отнестись снисходительно, например, беспорядок в комнате ребенка (что является как бы отражением внутреннего мира подростка). И совсем другое дело – забота о собственном здоровье, с отсутствием которой мириться не стоит.
Для чего нужен психолог в подобной ситуации?
В первую очередь, это возможность разобраться с истинными причинами нежелания носить корсет подростком. В большинстве случаев, за отказом соблюдать рекомендации врача стоит потребность подростка отстоять свое право на самостоятельность, это пресловутое «чувство противоречия», известное практически всем. Другими словами, «я не буду делать то, что говорят мне взрослые, потому что я сам взрослый». Одновременные потребности в самостоятельности и поддержке составляют основной конфликт подросткового возраста. И конфликт именно в том, что желание самостоятельности далеко не всегда соотносится с ответственностью за свои решения. Подростку важно сделать по-своему именно сейчас, не заботясь о последствиях. Во взаимоотношениях Родитель-Ребенок часто не представляется возможным договориться, т.к. каждая из сторон преследует собственные интересы. Такое общение все больше напоминает бег по замкнутому кругу. Задача психолога здесь – помочь семье наладить доверительные отношения, скорректировать взаимодействие таким образом, чтобы отказ соблюдать рекомендации врача не было единственным способом подростка доказать родителям свое мнение.
И, во-вторых, почему важна психологическая помощь в лечении сколиоза, это разобраться в бессознательных причинах заболевания. Ведь наше тело и наша психика составляют единое целое. Сотрудничество врача и психотерапевта позволяет добиться более быстрого и стойкого эффекта выздоровления при лечении многих болезней. Исследование симптома (болезни) как сигнала организма о психологическом дискомфорте является целью работы в направлении психологии, называемом «Психосоматика». Существуют исследования, которые доказывают, что психотерапевтическое воздействие улучшает картину болезни и увеличивает процент положительных изменений у пациентов по сравнению с пациентами, которые психологическую помощь во время лечения не получали.
Лечение сколиоза напрямую связано с таким неудобным занятием как ношение корсета. Корсет на долгое время становится неотъемлемой частью жизни человека, страдающего сколиозом. В нем работают, учатся, гуляют, спят и т.д.
Кроме физического неудобства, которое появляется естественным образом при постоянном использовании «чужеродного предмета», есть еще и психологический дискомфорт, который доставляет его владельцу много неприятных переживаний.
И если взрослый человек при помощи воли и терпения все-таки выполняет назначенное врачом предписание об использовании корсета (хотя это тоже не избавляет его от мучительных переживаний), то подростки в силу личностных особенностей возраста в большинстве с трудом носят корсет, а часто и вовсе отказываются от него.
Стоит ли говорить о том, что эффективность лечения при этом существенно снижается, а в некоторых случаях невозможна вовсе.
Как правило, родители, обеспокоенные проблемой сколиоза у ребенка, тратят много сил и средств для того, чтобы заказать необходимый корсет, но «заставить» ребенка носить корсет многие не в состоянии.
Родители сталкиваются с собственным бессилием, когда понимают, что никакие уговоры и ультиматумы не действуют. Подросток «просто не хочет» надевать «ненавистный корсет». Призывы к взрослости и ответственности, стыжение, обвинение в неблагодарности тут тоже мало помогают.